Как наши предки клады искали? Старинные поверья
Как известно, клад - это спрятанные сокровища. По старинным поверьям, их охраняют духи: Дедка, кладовик с подручными - кладенцами, а также черти и змеи. Впрочем, об этой публике стоит поговорить отдельно. Но даже по перечисленным персонажам можно судить, как непрост путь к обогащению за счет "ничейного" богатства.
Виды кладов
Большинство кладов считалось заповедными, заговоренными или зароковыми. Другие назывались сроковыми, оборотными, предназначенными и лишь небольшая часть - чистыми, то есть положенными безо всяких условий. Тот, что припрятан на определенный срок, нужно было доставать до его истечения, иначе исчезнет. А заговоренный дастся в руки, если выполнить то заклятие, что был дано при его упрятывании.
Заклятий было множество, например:
- попадайся доброму человеку на пользу, худому - на погибель;
- тому, кто после моей смерти голым попляшет;
- кто споет 12 песен, чтоб не упоминались ни милый, ни немилый; ни друг, ни недруг;
- кто влезет на сосну вверх ногами и спустится вниз головой;
- на чью-либо голову (на гусиную, собачью, бычью) и т.д.
По народному убеждению, оборотные клады могли превращаться:
- в человека (всадника, парня или девушку, ребенка или старика);
- в животное (рыжую собаку, белую или красную корову, поросенка, лошадь, кошку, красного петуха и т.д.);
- горящую передвигающуюся свечу;
- голубой огонек.
Такие клады бродят или летают в поисках нужного, "предназначенного" человека, а если не находят его, то исчезают. Тот, кто распознал клад-оборотень, должен сказать: "Аминь, аминь, рассыпься", и тогда на землю упадет и легко дастся в руки сокровище.
Но и "лежачие" клады могли, по поверьям, перелететь на другое место, правда, только по большим праздникам: на Пасху, на Ивана Купалу и под Новый год. И тогда в праздничные дни они зажигались синим пламенем.
Приметы кладов
Одной из наиболее распространенных меток, обозначавших место зарытого клада, был крест, на котором были записаны и условия его получения. В летнее время стоило посматривать на небо, - нет ли радуги, так как существовало убеждение, что на ее концах клад зарыт.
В ряде случаев приметами служили присыпанные землей острые предметы, например, серп, шило, нож. Чешские кладоискатели полагали, что, увидев бледный огонек, надо положить в этом месте четки, белую тряпицу или кусок хлеба, это будто бы понравится огоньку, и клад сам выйдет на поверхность.
Поисковое снаряжение
Искатели кладов пользовались специальными молитвами и заговорами, церковными предметами, волшебными цветами и еще кое-чем.
Речевые инструменты использовались, чтобы отогнать нечистую силу и "отчитать" клад, дабы дался в руки. Примером может служить такое присловье: "За болотом немного положено - мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не тобой положено, не тебе и брать". Молитвы и заговоры записывались для верности или брались из изданных сборников. Так, в Поволжье известны были "вызывные книги", а в Подмосковье использовался "Требник Петра Могилы".
Необходимыми "спецсредствами" для поиска сокровищ были также ладан, страстная свеча и крест, которые выполняли функцию защиты. А хорошим талисманом, способным привести к кладу, признавалась глина, добытая в полночь с могилы самоубийцы.
Волшебных цветов, подобных современным металлоискателям, было множество. В первую очередь, конечно папоротник, а также плакун-трава, которым, по поверьям, починяются все духи. А разрыв-, прыгун-, скакун-, спрыг- травы нужны были, потому что ломают все замки.
Трудности поиска
Немало преданий повествует о перипетиях искателей кладов. Например, такое. Один мужик выведал место нахождения сокровища, отправился туда и только собрался выкопать, как лошадь его сорвалась с места и понеслась прочь. Хозяин - за ней, но не догнал и решил вернуться. А там, оказывается, уже и лошадь стоит, но местность вдруг переменилась - прежних ориентиров и в помине нет. Сколько ни старался, так и не нашел "хоть сто раз потом был в лесу и искал нарочно".
Опасность находки
Взять клад очень непросто. По поверьям, при этом случались разные страсти: человек может обмереть, едва прикоснувшись к заговоренному кладу или не застрянет в вырытой яме или подвале. Для того, чтобы это не случилось, полагалось, прежде всего, сказать трижды: "Чур! Чур! Свято место, чур, Божье да мое" или "Мой клад, с Богом напополам".
Ритуал предусматривал также необходимость снять с головы шапку и накрыть ею добычу. Символический смысл этого действа заключался в том, что, принимая клад, счастливец оставляет в залог собственную голову и ни за что никогда и ни кому не поведает тайны приобретения. Верхний слой полагалось ссыпать - на тот случай, если клад запечатан каким-то заклятьем.
Существовали строгие запреты на определенные действия при взятии сокровища. Нельзя было:
- ругаться, даже мысленно;
- разговаривать;
- оглядываться назад;
- спать вблизи.
По болгарским поверьям, нельзя приходить без пепла: посыпав им место находки, уйти, а через сутки вернуться и по следам на пепле определить, какая жертва запрашивается за клад: если животных или птиц, нужно заколоть ягненка, барана или петуха, если человека, то требуется совершить убийство.
Проблемы удержания
Тот, кому посчастливилось не только найти, но и забрать клад, вполне может его лишиться: или ноги прирастут к земле, или заплутает - заблудится, безуспешно разыскивая дорогу домой, или находка вдруг превратится в черепки.
Чтобы этого не случилось, необходимо было произнести молитву: "Господь Бог впереди, ангел-хранитель позади, святые евангелисты по бокам, аз